на главную о компании контакты новости отправить запрос
Общество
с ограниченной
ответственностью
промышленные
бетонные
полы
+375 (44) 700-70-66

ПОСОБИЕ К СТРОИТЕЛЬНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ



Национальный комплекс
нормативно-технических документов в строительстве
ПОСОБИЕ К СТРОИТЕЛЬНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ
ПРОИЗВОДСТВО
БЕТОННЫХ РАБОТ
НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
П2-2000 к СНиП 3.03.01-87
Издание официальное

Министерство архитектуры и строительства
Республики Беларусь
Минск 2001
УДК 624.92(083.75)
Ключевые слова: материалы для бетонных смесей, бетон, бетонные смеси, химические добавки, минеральные добавки, вода для затворения, приготовление бетонных смесей, транспортирование бетонных смесей, подача и укладка бетонных смесей, уплотнение бетонных смесей, бетононасосы, автобетононасосы, пневмонагнетатели, специальные способы бетонирования, режим выдерживания бетона, уход за бетоном, контроль качества бетона, техника безопасности.
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО Государственным предприятием «Стройтехнорм», ТКС №11 «Производство работ». Разработчики: С.С.Атаев, ректор Коммерческого института предпринимательской деятельности, доктор техн. наук, профессор (руководитель разработки), разделы 1, 2, 4, 6, 7, 8; А.П.Пашков, зав. отделом государственного предприятия «Научно-исследовательский и проектно-технологический институт строительной индустрии» (ГП «НИПТИС»), канд. техн. наук, ст. научн. сотр., разделы 1, 2, 3, 6, 7; В.М. Пилипенко, директор ГП «НИПТИС», канд. техн. наук, доц., разделы 1, 2, 3, 4, 7; В.В. Мащенко, ст. научн. сотрудник ГП «НИПТИС», разделы 1, 2, 3, 4, 12; К.Н. Нехайчик, ст. научн. сотрудник ГП «НИПТИС», раздел 12; Н.П.Блещик, профессор кафедры «Технология строительного производства» Белорусской государственной политехнической академии (БГПА), доктор техн. наук, разделы 1, 2, 5, 10, 11; А.С Стаценко, доцент БГПА, канд. техн. наук, раздел 9.
ВНЕСЕНО Главным управлением строительной науки и нормативов Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
2 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 13 июля 2000 г. № 287.
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО Главным управлением строительной науки и нормативов Минстройархитектуры Республики Беларусь за № 112 от 20 июля 2000 г.
В Национальном комплексе нормативно-технических документов в строительстве настоящее Пособие входит в блок 1.03 «Производство работ».
3 ВВЕДЕНО впервые к СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».
4 Срок первой проверки — 2003 год, периодичность проверки — 2 года.
Настоящее Пособие к строительным нормам и правилам не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространено в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Издано на русском языке.
Минстройархитектуры, 2001 г.
Содержание
1 Область применения 1
2 Общие положения 1
3 Нормативные ссылки 2
4 Обозначения 3
5 Материалы для бетонных смесей 4
6 Приготовление бетонных смесей 6
7 Транспортирование бетонных смесей 8
8 Подача и распределение бетонных смесей 11
9 Укладка и уплотнение бетонных смесей 17
10 Режимы выдерживания, уход за бетоном и контроль качества бетона 20
11 Особенности производства бетонных работ в зимних условиях 27
12 Требования к безопасному ведению бетонных работ 28
Приложение А Рекомендации по выбору вида цемента 33
Приложение Б Технические характеристики наиболее распространенных
бетоносмесителей 34
Приложение В Технические характеристики средств транспортирования
бетонных смесей 35
Приложение Г Технические характеристики бетононасосов 37
Приложение Д Справочные данные для расчета выдерживания конструкций 39
Приложение Е Пример определения режимов выдерживания конструкций
в опалубке 47
Приложение Ж Перечень использованных источников 51

ПОСОБИЕ К СТРОИТЕЛЬНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ
ПРОИЗВОДСТВО БЕТОННЫХ РАБОТ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
ПРАВЯДЗЕННЕ БЕТОНАВЫХ РАБОТ НА БУДАЎНIЧАЙ ПЛЯЦОЎЦЫ
CONCRETE WORKS ON A BUILDING SITE
Дата введения 2001-01-01

1 Область применения
Настоящее Пособие распространяется на производство основных видов бетонных работ при возведении монолитных конструкций из неармированного бетона или железобетона.
Требования настоящего Пособия относятся только к производству работ по возведению конструкций из тяжелого бетона на стандартных заполнителях плотной структуры.
2 Общие положения
2.1 Производство бетонных работ является комплексным механизированным технологическим процессом возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций, который должен отвечать следующим основным требованиям — выполняться в темпе и последовательности, обеспечивающими бесперебойное ведение сопутствующих и последующих строительно-монтажных работ по технологическому регламенту, гарантирующему достижение к заданному сроку предусмотренного проектом качества готовых бетонных и железобетонных конструкций.
2.2 Средства механизации и технологическое оборудование, используемое при производстве бетонных работ, должны отвечать следующим требованиям:
— обеспечивать минимальный удельный расход энергетических ресурсов;
— быть увязанными по производительности и технологической совместимости. Количество, вместимость и технологические возможности транспортных средств, доставляющих бетонную смесь на строительную площадку, должны быть увязаны с производительностью кранов, подающих смесь к месту укладки, характеристиками бетоноприемного оборудования по высоте выгрузки и объему выгружаемой смеси, производительностью бетононасосов и т.д.
2.3 Материалы, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов, а методы подбора составов бетона должны учитывать требования, изложенные в разделе 5 Пособия 5.03.01.
2.4 Производство бетонных работ при возведении монолитных конструкций включает следующие взаимосвязанные технологические процессы (далее — процессы):
— приготовление бетонной смеси;
— транспортирование бетонной смеси;
— подача и распределение бетонной смеси;
— укладка и уплотнение бетонной смеси;
— выдерживание бетона;
— уход за бетоном;
— контроль качества бетона.
2.4.1 Процесс приготовления бетонной смеси, включающий приемку, хранение и подготовку заполнителей, модифицирующих добавок, цемента и воды, подачу их в бетоносмеситель, перемешивание в заданном режиме и выдачу замесов затворенной или сухой смеси в транспортное средство или бетоноприемное оборудование, должен обеспечивать получение бетонной смеси с заданными параметрами.
2.4.2 Процесс транспортирования бетонной смеси должен обеспечивать доставку бетонной смеси
1
без перегрузок от пункта ее приготовления до места выгрузки в бетоноприемное оборудование на строительной площадке или непосредственно в опалубку бетонируемой конструкции. При этом обязательным технологическим требованием является обеспечение к моменту выгрузки предусмотренной проектом подвижности бетонной смеси.
2.4.3 Процесс подачи и распределения бетонной смеси должен обеспечивать ее бесперегрузочную доставку от места выгрузки на строительной площадке до места укладки в конструкцию возводимого здания или сооружения.
2.4.4 Процесс укладки и уплотнения должен обеспечивать полное заполнение опалубочных полостей и достижение заданной степени уплотнения бетонной смеси.
2.4.5 Процесс выдерживания бетона должен предусматривать применение наиболее экономичных по расходу энергетических ресурсов режимов твердения, обеспечивающих в заданные сроки достижение, в зависимости от требований проекта производства работ, распалубочной или проектной прочности.
2.4.6 Уход за бетоном должен выполняться с целью предотвращения:
— преждевременного высыхания, прежде всего под воздействием солнца и ветра;
— вымывания дождем и текущей водой;
— быстрого охлаждения в первые дни после бетонирования;
— больших внутренних перепадов температур;
— отрицательного воздействия низких положительных или отрицательных температур;
— воздействия вибрации или ударов, ведущих к образованию трещин в бетоне и влияющих на совместную работу арматуры с бетоном.
2.4.7 Контроль качества должен осуществляться как на стадиях приготовления бетонной смеси, ее транспортирования, укладки и уплотнения, так и на стадии выдерживания бетона. При необходимости должен производиться контроль прочности бетона в конструкции с использованием неразрушающих методов контроля.
2.5 Бетонные работы должны производиться в соответствии с проектами производства работ, рабочими чертежами конструкций зданий и сооружений, имеющимися в них указаниями, относящимися к технологии их возведения, и с соблюдением требований настоящего Пособия.
3 Нормативные ссылки
В настоящем Пособии к строительным нормам использованы ссылки на следующие нормативно-технические документы:
СНиП 3.01.01-85* (издание 1990г.) Организация строительного производства
СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции
СНиП 3.09.01-85 Производство сборных железобетонных конструкций и изделий
СНиП III-4-80* (издание 1989г.) Техника безопасности в строительстве
Пособие 5.03.01-96 к СНиП 3.03.01-87 Проектирование и возведение конструкций подземных частей полносборных зданий с рациональным применением монолитного бетона
Пособие П1-99 к СНиП 3.09.01-85 Применение добавок в бетоне
ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии
ГОСТ 969-91 Цементы глиноземистые и высокоглиноземистые. Технические условия
ГОСТ 5578-94 Щебень и песок из шлаков горной и цветной металлургии для бетонов. Технические условия
ГОСТ 8267-93 Щебень из природного камня для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости
ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия
ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 18105-86 Бетоны. Правила контроля прочности
ГОСТ 21807-76 Бункеры (бадьи) переносные вместимостью до 2 м3 для бетонной смеси. Общие технические условия
ГОСТ 22266-94 Цементы сульфатостойкие. Технические условия
ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
2
ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
ГОСТ 24619-81** Весовые дозаторы дискретного действия, весы и весовые дозаторы непрерывного действия. Пределы взвешивания. Метрологические параметры
ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
СТБ 1035-96 Смеси бетонные. Технические условия
СТБ 1112-98 Добавки для бетонов. Общие технические требования
СТБ 1113-98 Полиметаллический водный концентрат для бетонов и строительных растворов. Технические условия
СТБ 1114-98 Вода для бетонов и растворов. Технические условия.
4 Обозначения
В настоящем Пособии к строительным нормам применены следующие обозначения:
Прописные буквы латинского алфавита
J — интенсивность бетонных работ, м3/ч;
Kв — коэффициент использования крана по времени, учитывающий технологические и организационные перерывы в работе крана и отвлечение его на сопутствующие работы (подъем опалубки, арматуры и т.д.);
KR.M.1, KR.M.2, KR.M.28 — коэффициенты, учитывающие изменение суточной, двухсуточной и 28-суточной прочности модифицированного бетона, твердеющего в нормально-влажностных условиях, по сравнению с прочностью обычного бетона при равных водоцементных отношениях;
KR.t — коэффициент, учитывающий влияние на прочность бетона температурных условий твердения;
Kt — коэффициент, учитывающий влияние технологических факторов и вида цемента на скорость гидратации;
Мп — модуль поверхности изделий, м –1;
N — число средств доставки бетонной смеси, которое должно быть достаточным для обеспечения непрерывной работы бетононасоса;
Р1 — отношение суточной прочности бетона к прочности в возрасте 28 сут;
Р2 — отношение двухсуточной прочности бетона к прочности в возрасте 28 сут;
Р1.Н — отношение суточной прочности немодифицированного бетона к прочности в возрасте 28 сут;
Р2.Н — отношение двухсуточной прочности немодифицированного бетона к прочности в возрасте 28 сут;
Рр — отношение распалубочной прочности немодифицированного бетона к его марке;
Рсм — плотность бетонной смеси, кг/м3;
R — прочность бетона на сжатие, МПа;
R1 — прочность бетона в суточном возрасте, МПа;
Rр — распалубочная прочность бетона, МПа;
R28 — прочность тяжелого модифицированного и обычного бетона в проектном (28-суточном) возрасте;
Rц — активность цемента в 28-суточном возрасте;
Rц.1 — активность цемента в суточном возрасте;
Rц.2 — активность цемента в двухсуточном возрасте;
T — средняя температура выдерживания бетона, оС;
Tв — температура окружающей среды в момент формования изделий, оС;
Tз — продолжительность загрузки бетонной смеси из транспортного средства или бункера-перегружателя в бадью, мин;
Tр — продолжительность разгрузки бадьи, мин;
Tс — продолжительность строповки бадьи, мин;
Tц — продолжительность рабочего цикла, мин;
3
Vб — объем бетонной смеси, загружаемой в бадью, м3;
V — полезная вместимость транспортной единицы, м3;
Q — удельное тепловыделение цемента, кДж/кг;
Строчные буквы латинского алфавита
mт.в — объемная концентрация цементного теста и воды, иммобилизованной заполнителем;
mд — содержание добавки в процентах от массы цемента;
— относительное содержание минеральных добавок в цементе, доли единицы от массы цемента;
tб.н — начальная температура бетона в изделии, оС;
tб.см — температура бетонной смеси, укладываемой в формы, оС;
tз — продолжительность загрузки бетонной смеси в бадью из транспортного средства или бункера-перегружателя, мин;
tп — продолжительность подачи бадьи с бетонной смесью к месту бетонирования и об-ратно, мин;
tс — продолжительность строповки бадьи, мин;
tсм — продолжительность смены, ч;
tср — средняя температура выдерживания бетона, оС;
?t — приращение температуры бетона в изделии за период 1 сут;
Прописные буквы русского алфавита
В — общее количество воды, вводимое в бетонную смесь, кг/м3;
ВП — количество воды, поглощаемое заполнителем, кг/м3;
— водоцементное отношение без учета воды, поглощаемой заполнителем;
Пэ — производительность крана, используемого на подаче бетонной смеси бадьями, м3;
Т1 — продолжительность загрузки транспортной единицы, мин;
Т2 — продолжительность движения транспортной единицы от места загрузки до бетононасоса и обратно, мин;
Тз — интервал доставки бетонной смеси к бетононасосу, мин;
ФR.1, ФR.2, ФR.28 — функции, характеризующие влияние на прочность бетона объемной концентрации цементного теста в бетоне, его водоцементного отношения без учета воды, поглощенной заполнителем;
Ц? — общее содержание цемента и тонкодисперсных наполнителей, кг/м3;
Строчные буквы греческого алфавита
?, ? — коэффициенты, характеризующие скорость набора прочности бетоном;
?t — вязкость воды при температуре t , оС, кПа•с.
5 Материалы для бетонных смесей
Общие положения
5.1 Материалы, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны соответствовать требованиям нормативных документов.
В случае необходимости применения материалов с показателями качества ниже требований стандартов, должны быть предварительно проведены испытания материалов в бетонах для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности применения их для получения бетонов с нормируемыми показателями качества.
Цементы
5.2 Цементы, применяемые для бетонных смесей, должны отвечать требованиям СНиП 3.03.01, ГОСТ 10178, ГОСТ 22266, ГОСТ 969. Возможность применения других вяжущих определяется экспериментальной проверкой и технико-экономическим обоснованием.
5.3 При выборе вида цемента следует учитывать вид применяемого бетона, его назначение, характер воздействия окружающей среды на бетон в строительном сооружении, размеры строительной конструкции. Рекомендации по выбору вида цемента для различных условий работы конструкций приведены
в таблице А.1 приложения А.
4
5.4 Для высокопрочных бетонов (марок 600 и выше) следует использовать портландцементы с нормальной густотой цементного теста не более 27 %, удельной поверхностью более 300 м2/кг и содержанием трехкальциевого силиката более 58 %.
5.5 Для напрягающего бетона в качестве вяжущего следует применять напрягающие цементы.
5.6 Для жаростойкого бетона в качестве вяжущих следует использовать: шлакопортландце-мент с активностью не ниже 40 МПа с содержанием шлака не менее 25 % массы цемента, глиноземистый цемент с активностью 40 МПа.
5.7 Для морозостойкого бетона следует использовать вяжущие на основе портландцементного клинкера с содержанием трехкальциевого алюмината не более 8 %. При этом для бетонов марок по морозостойкости от F500 до F1000 следует использовать сульфатостойкие портландцементы без добавок, от F100 до F500 — портландцементы с минеральными добавками, до F100 — сульфатостойкий шлакопортландцемент; для бетонов марок по морозостойкости до F500 — портландцементы без добавок, до F300 — портландцементы с минеральными добавками. Указанные значения морозостойкости относятся к бетонам, испытанным по базовому методу ГОСТ 10060.
5.8 Для быстротвердеющего бетона следует применять быстротвердеющий портландцемент и быстротвердеющий шлакопортландцемент или портландцемент с высоким содержанием трехкальциевого алюмината с дополнительным введением гипса от 2 до 4 %, хлористого кальция от 0,5 до 2 %, полиметаллического водного концентрата от 1,5 до 1,7 % или других химических добавок.
5.9 При ведении работ в условиях воздействия отрицательных температур следует использовать высокоалитовые и быстротвердеющие портландцементы марок 400 и выше. Применение пуццоланового портландцемента в этом случае допускается только при наличии соответствующих требований проектной документации.
При возведении массивных сооружений с модулем поверхности до 3 при температуре окружающей среды до минус 20 ?С или в конструкциях с более высокими значениями модуля поверхности при применении бетонной смеси, предварительно разогретой до 70 ?С, следует применять шлакопортландцемент и портландцемент марки 300 с умеренной экзотермией (с содержанием СзS до 50 % и СзА до 6 %).
При возведении конструкций с модулем поверхности от 0 до 12 допускается применять глиноземистый портландцемент при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Минеральные и химические добавки
5.10 Для регулирования свойств бетонной смеси и бетона, снижения расхода цемента и энергетических затрат при выдерживании конструкций следует применять химические добавки в соответствии с требованиями нормативных документов на добавки.
5.11 При применении в бетонах низких марок цементов высокой активности следует использовать минеральные добавки — золы-уноса ТЭС, молотый гранулированный шлак, распадающиеся шлаки металлургических предприятий, активные минеральные добавки естественного происхождения.
5.12 Золы-уноса ТЭС, золошлаковые смеси, шлак следует использовать в бетоне с учетом Рекомендаций по применению в бетонах золы, шлака и золошлаковой смеси тепловых электростанций (М.: Стройиздат, 1986).
5.13 При производстве бетонных работ при пониженных температурах окружающей среды следует применять противоморозные химические добавки, понижающие температуру замерзания бетона.
5.14 Выбор добавок необходимо производить в соответствии с требованиями СТБ 1112, Пособия П1-99 к СНиП 3.09.01 и Рекомендаций по применению соответствующих химических добавок.
Заполнители
5.15 Песок для бетона должен отвечать требованиям ГОСТ 8735; ГОСТ 26633 и СНиП 3.03.01.
Допускается после соответствующих испытаний и технико-экономических обоснований применять более мелкие пески, песок из отсевов дробления породы на щебень, золошлаковую смесь из отвалов тепловых электростанций, дробленый шлак, удаляемый из топок котлов после гидравлической обработки, и другие пески при наличии на них нормативных документов.
5.16 Крупный заполнитель для бетона должен отвечать требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 26633 и дополнительным требованиям ГОСТ 5578.
5
5.17 Не допускается применять природную гравийно-песчаную смесь без ее рассева на песок и гравий, а также гравий, содержащий в своем составе зерна глинистого сланца, легко разрушающиеся при насыщении их водой и замораживании.
Не рекомендуется применять гравий для бетонов класса выше В15.
5.18 Наибольший размер зерен крупного заполнителя устанавливается с учетом требований раздела 2 СНиП 3.03.01. Для повышения устойчивости литых и высокоподвижных смесей против расслоения следует применять щебень и гравий с максимальной крупностью зерен 20 мм.
Вода
5.19 Вода для затворения бетонной смеси должна удовлетворять требованиям СТБ 1114.
6 Приготовление бетонных смесей
Основные положения
6.1 Приготовление бетонных смесей, в зависимости от конкретных условий, должно осуществляться на бетонных заводах, бетоноприготовительных установках предприятий сборных железобетонных изделий, а также на приобъектных бетоноприготовительных установках. В случае удаленности объекта от места приготовления бетона на расстояние, не позволяющее транспортировать готовую бетонную смесь без необратимой потери качества, ее приготовление следует осуществлять в автобетоносмесителях, загруженных сухими отдозированными составляющими или в высокомобильных бетоноприготовительных установках.
6.2 Выбор наиболее технологичного и экономичного варианта организации приготовления бетонных смесей должен быть сделан с учетом:
— удаленности строительной площадки от пунктов приготовления бетонных смесей;
— вида дорожного покрытия;
— объема и интенсивности бетонных работ;
— технологических возможностей используемого бетоносмесительного оборудования и др.
Технические характеристики бетоносмесителей приведены в таблице Б.1 приложения Б.
Технология приготовления бетонных смесей
6.3 Бетонные смеси следует приготавливать в соответствии с требованиями раздела 2
СНиП 3.03.01, раздела 4 СНиП 3.09.01 и СТБ 1035.
6.4 Дозирование компонентов смеси должно обеспечивать соответствие количества и пропорции составляющих бетонной смеси заданному составу бетона. При этом дозирование составляющих должно производиться по массе с допустимым исключением для дозирования воды.
6.5 Жидкие добавки вводятся в виде рабочего раствора. Дозирование добавок производится в отдельных дозаторах.
6.6 Рабочие растворы добавок рекомендуется готовить следующей концентрации, %:
— 0,5 — для стабилизирующих добавок;
— от 1 до 5 — для воздухововлекающих добавок;
— от 5 до 10 — для пластифицирующих и замедляющих схватывание добавок;
— от 10 до 20 — для противоморозных добавок и ускорителей твердения;
— от 10 до 15 — для суперпластификаторов.
6.7 Водный раствор добавки считается пригодным к применению, если в результате полного ее растворения и разбавления плотность раствора соответствует заданной.
6.8 Перед подачей из одной емкости в другую и перед применением добавки необходимо тщательно перемешивать с помощью механических устройств, сжатого воздуха (кроме растворов поверхностно-активных веществ) или насосов. При перемещении растворов поверхностно-активных веществ необходимо учитывать возможность пенообразования. Для уменьшения пенообразования трубопроводы подачи добавок в емкости следует врезать в ее нижней части.
6.9 При назначении времени перемешивания бетонной смеси следует иметь в виду, что от продолжительности перемешивания смеси зависят не только ее однородность, но и оптимальные условия для формирования технологических свойств бетонной смеси и физико-механических свойств бетона.
6.10 Продолжительность перемешивания бетонной смеси, в том числе с пластифицирующими добавками, следует устанавливать экспериментальным путем из условия обеспечения однородности смеси.
Для смесителей гравитационного действия следует устанавливать минимальную продолжительность перемешивания, а для смесителей принудительного действия — минимальную и максимальную, так как в бетонных смесях с пластифицирующими добавками при продолжительном перемешивании снижается подвижность за счет активации смеси и ее разогрева, а также происходит обогащение избыточным содержанием воздуха за счет пенообразования.
6.11 Умеренно жесткие и малоподвижные смеси следует приготавливать преимущественно в смесителях принудительного перемешивания. При использовании смесителей гравитационного действия время перемешивания увеличивается не менее чем на 30 %.
6.12 При применении пластифицирующе-воздухововлекающих, воздухововлекающих и других добавок их следует вводить в барабан смесителя вместе с водой затворения, а суперпластификаторы — вместе с 0,2—0,25 частями воды затворения в конце перемешивания. Для равномерного распределения добавок в объеме замеса бетонной смеси продолжительность перемешивания после введения в смеситель всех компонентов, включая добавки, следует принимать 90 с для смесителей гравитационного действия и 30 с для смесителей принудительного действия.
6.13 При приготовлении литых бетонных смесей следует руководствоваться следующим регламентом введения суперпластификаторов в бетонную смесь:
— для бетонных смесей, укладываемых в опалубку в течение не более 20—30 мин после ее приготовления, — с водой затворения;
— для бетонных смесей, укладываемых в конструкцию в течение 90—120 мин после ее приготовления, — непосредственно перед укладкой в опалубку.
Так как бетонные смеси литьевой консистенции, модифицированные суперпластификаторами, отличаются малой вязкостью и склонны к расслоению, а разжижающий эффект от действия суперпластификаторов длится от 30 до 60 мин, в них следует вводить стабилизирующие добавки, а в необходимых случаях и добавки-замедлители.
6.14 При приготовлении бетонной смеси в автобетоносмесителях с использованием сухой смеси перемешивание должно начинаться за 10—20 мин до разгрузки. При этом влажность сухой смеси должна быть не более 4 %.
6.15 При приготовлении в автобетоносмесителях бетонной смеси на влажных заполнителях или из частично затворенной смеси перемешивание должно начинаться непосредственно после наполнения барабана.
6.16 При загрузке в автобетоносмеситель частично затворенной смеси на заводе товарного бетона в бетонную смесь вводится от 60 до 75 % воды. Оставшееся количество воды вместе с добавкой вводится в автобетоносмеситель за 10—20 мин до выгрузки бетонной смеси из автобетоносмесителя. Продолжительность перемешивания бетонной смеси при окончательном ее приготовлении от 8 до 10 мин.
6.17 При доставке автобетоносмесителями готовой смеси следует обеспечить периодическое вращение смесительного барабана или постоянное его вращение при периодическом увеличении частоты вращения до 6 об/мин.
6.18 При производстве бетонных работ в зимних условиях бетонная смесь должна приготавливаться на стационарных или передвижных бетоноприготовительных установках, располагающихся, как правило, в отапливаемом помещении. Для приготовления смеси должны использоваться подогретые заполнители и вода. Температура подогрева должна обеспечивать получение бетонной смеси установленной температуры.
6.19 Температура бетонной смеси с противоморозными добавками на выходе из бетоносмесителя назначается строительной лабораторией с учетом влияния добавок на сроки схватывания цемента, но должна быть не ниже 5 С.
6.20 При производстве работ методом термоса заполнители следует подогревать до температуры, определяемой теплотехническим расчетом.
6.21 Для приготовления бетонных смесей, подвергаемых предварительному электроразогреву или паропрогреву, допускается применение оттаявших и не имеющих смерзшихся комьев заполнителей.
6.22 Изготовление контрольных образцов и их испытания должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 10180 и ГОСТ 18105.
7 Транспортирование бетонных смесей
7.1 Процесс транспортирования бетонной смеси должен предусматривать ее бесперегрузочную доставку от места приготовления до пункта перегрузки в бетоноприемное устройство на строительной площадке или места разгрузки транспортного средства непосредственно в опалубку бетонируемой конструкции. При этом принятая технология и организация транспортирования должны обеспечивать на месте укладки заданные проектом показатели подвижности бетонной смеси, а изготовленный из нее бетон, при правильном режиме выдерживания, — проектную марку бетона по прочности и другие проектные характеристики. При транспортировании бетонной смеси в зимних условиях к моменту ее укладки должна быть обеспечена температура смеси, достаточная для нормального выдерживания бетона.
7.2 Для транспортирования бетонной смеси, в зависимости от ее начальной подвижности, сроков схватывания цемента, расстояния перевозки, температурно-влажностных условий окружающей среды, вида дорожного покрытия и технологической совместимости транспортных средств с бетоноприемными оборудованием, следует использовать автомобили-самосвалы, автобетоновозы, автобетоносмесители, автомобили с перевозкой на них смеси в капсулах или бадьях.
Для транспортирования бетонных смесей должны использоваться преимущественно специализированные транспортные средства — автобетоновозы и автобетоносмесители.
При значительных объемах работ, высокой интенсивности бетонирования и расстоянии между пунктами приготовления и укладки бетона не более 300 м экономически оправдано использование для транспортирования бетонной смеси ленточных конвейеров.
7.3 При транспортировании бетонной смеси ее начальная подвижность, в зависимости от времени перевозки, вида и качества дорожного покрытия и климатических воздействий, изменяется. Стабильность показателя подвижности бетонной смеси при перевозках в автобетоносмесителях должна обеспечиваться за счет побуждения смеси в пути вращением смесительного барабана. При использовании автосамосвалов и автобетоновозов подвижность бетонной смеси необходимо назначать с учетом ожидаемого изменения этого показателя в процессе транспортирования.
7.4 При выборе средств для транспортирования бетонной смеси должен учитываться и такой показатель, как максимально допустимое расстояние перевозки смеси без необратимых изменений ее качества, зависящий от начальной подвижности смеси, вида дорожного покрытия, температуры окружающей среды и конструкции транспортного средства. Значения технологически допустимых расстояний перевозки бетонных смесей приведены в таблице 7.1.
7.5 При разработке проектов производства бетонных работ помимо показателей, перечисленных в 7.2, 7.3 и 7.4, должны также учитываться технологические особенности транспортных средств, предназначенных для перевозки бетонных смесей (таблица 7.2).
Транспортирование бетонных смесей автомобилями-самосвалами
7.6 Автомобили-самосвалы следует применять лишь при отсутствии специализированных транспортных средств, в основном, для перевозки малоподвижных бетонных смесей на расстояние не более 10—12 км.
7.7 Автомобиль-самосвал — транспортная машина, предназначенная, в основном, для транспортирования сыпучих материалов, поэтому ее использование для перевозки бетонных смесей сопряжено с рядом технологических недостатков, неудобств, в числе которых:
— невозможность порционной разгрузки смеси, что усложняет выгрузку смеси в бетоноприемное оборудование;
— потери от 2 до 3 % бетонной смеси в результате расслоения и выплескивания смеси в пути;
— незащищенность смеси от атмосферных и температурных воздействий;
— необходимость затрат ручного труда на очистку кузова и др.
Транспортирование бетонных смесей автобетоновозами
7.8 Автобетоновоз — специализированная машина для перевозки бетонных смесей, оборудованная крышкой на загрузочной части и затвором у выгрузочного отверстия кузова. Каплевидная (мульдообразная) форма кузова способствует уменьшению расслоения бетонной смеси в процессе транспортирования, а возможность подъема кузова под углом до 90? облегчает выгрузку смеси. Технические характеристики автобетоновозов приведены в таблице В.1 приложения В.
1 Данные таблицы приведены для температуры воздуха от ±20 до +30 ?С.
2 Режимы транспортирования бетонной смеси автобетоносмесителями:
А — загрузка барабана сухими исходными материалами и включение барабана за 10 — 12 мин до разгрузки или на объекте;
Б — загрузка барабана готовой бетонной смесью и побуждение ее в пути;
В — периодическое включение барабана в пути следования, что не только побуждает смесь, но и при обоснованной лабораторией длительности циклов перемешивания дает пластифицирующий эффект, обеспечивающий на 1 м3 бетонной смеси экономию от 10 до 15 кг цемента.
3 Влажность сухой смеси не должна превышать 4 %.
4 Понятие «не ограничено» условно ввиду возможной абсорбции влаги при влажной погоде.
Автобетоносмеситель Возможность перевозки сухих и готовых бетонных смесей с побуждением в пути и порционной выгрузкой Транспортирование бетонных смесей с выгрузкой в любое бетоноприемное оборудование, включая приемные бункера бетононасосов, или непосредственно в бетонируемую конструкцию
Автобетоновоз Невозможность порционной выгрузки бетонной смеси, незащищенность от атмосферных воздействий Транспортирование бетонных смесей любой подвижности с выгрузкой в бетоноперегружатели, пакеты полноповоротных бадей или непосредственно в бетонируемую конструкцию
Автомобиль-самосвал Невозможность порционной выгрузки бетонной смеси, потери от 2 до 3 % смеси при перевозке пластичных смесей в результате расслаивания и выплескивания, незащищенность от атмосферных воздействий Транспортирование малоподвижных бетонных смесей на расстояние от 10 до 20 км в приемные бункера бетоноперегружателей, пакеты полноповоротных бадей или непосредственно в бетонируемую конструкцию
7.9 Использование автобетоновозов позволяет транспортировать бетонную смесь на расстояние от 10 до 30 км в зависимости от ее подвижности и вида дорожного покрытия, при температуре до минус 30 ?С (при наличии теплоизолированного кузова, обеспечивающего термосный режим хранения перевозимого бетона).
Транспортирование бетонных смесей автобетоносмесителями
7.10 Автобетоносмеситель — специализированная машина для транспортирования бетонных смесей. Она предназначена как для перевозки сухих компонентов и приготовления из них бетонных смесей в процессе транспортирования, так и для перевозки готовых смесей с их побуждением в пути следования.
7.11 Автобетоносмеситель состоит из установленного на шасси автомобиля смесительного барабана с загрузочным устройством и аварийным люком, привода или дополнительного двигателя, бака для воды, устройства ручного управления и навесного оборудования для распределения бетонной смеси при ее выдаче. Основными технологическими преимуществами автобетоносмесителя являются: возможность перевозки смесей на расстояния от 100 до 120 км с сохранением их качества, порционная разгрузка, маневренность, технологическая совместимость с бетоноприемным оборудованием и бетононасосами. Технические характеристики автобетоносмесителей приведены в таблице В.2 приложения В.
7.12 При выборе модели автобетоносмесителя должен учитываться объем смесительного барабана. С увеличением объема смесительного барабана по выходу бетонной смеси снижается энергоемкость и повышается удельная производительность автобетоносмесителя на 1 м3 вместимости барабана, но усложняется и удорожается его эксплуатация, резко возрастает расход горюче-смазочных материалов по мере увеличения дальности транспортирования, особенно при использовании машины в режиме перемешивания смеси в пути следования, снижается маневренность машины.
Транспортирование литых бетонных смесей




Если вы хотите купить пОСОБИЕ К СТРОИТЕЛЬНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ, вы можете:
Позвонить:
Поделиться
Еще из раздела статьи
Особенности технологии изготовления сталефибробетона Ресурсосберегающие технологии Свойства сталефибробетона Состояние, проблемы и основные факторы, влияющие на устройство качественных бетонных полов на объектах промышленно-складского помещения
© 2016 Топ Бетон
190800527
г. Минск, ул. Бабушкина 39-404


Яндекс.Метрика